04.02.2010

Информационное сообщение для пользователей аудиторских услуг в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

В связи с вступлением с 1 января 2010 г. в силу ряда статей Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности") аудируемым лицам и лицам, заключившим договор оказания аудиторских услуг, необходимо обратить внимание на следующее.

1. С 1 января 2010 г. аудиторскую деятельность, т.е. деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, вправе осуществлять исключительно аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Индивидуальный аудитор - индивидуальный предприниматель, получивший квалификационный аттестат аудитора и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

С 1 января 2010 г. не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов коммерческие организации и индивидуальные предприниматели не являются соответственно аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и, следовательно, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги.

В соответствии с пунктом 5.2 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 1 января 2010 г. прекращено лицензирование аудиторской деятельности. Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" с 1 января 2010 г. лицензии на осуществление аудиторской деятельности, в том числе лицензии на осуществление аудиторской деятельности, срок действия которых продлен в установленном порядке, а также лицензии на осуществление аудиторской деятельности, предоставленные в 2009 г. (независимо от срока их действия), утратили силу.

Для того чтобы установить является ли коммерческая организация (индивидуальный предприниматель) аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и, следовательно, имеет ли эта организация (индивидуальный предприниматель) право с 1 января 2010 г. осуществлять аудиторскую деятельность необходимо обратиться к реестру аудиторов и аудиторских организаций. Такой реестр ведут саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Сведения из реестра аудиторов и аудиторских организаций размещены в сети "Интернет":

  • на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов "Аудиторская палата России" www.new.aprussia.ru
  • на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов "Институт Профессиональных аудиторов" www.e-ipar.ru
  • на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов "Московская аудиторская палата" www.m-auditchamber.ru
  • на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов "Гильдия аудиторов ИПБР" www.gipbr.ru
  • на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов "Российская Коллегия аудиторов" www.rkanp.ru
  • на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов "Аудиторская Ассоциация Содружество" www.auditor-sro.org

Кроме того, сводный перечень аудиторов и аудиторских организаций размещен на официальном сайте Минфина России в сети Интернет www.minfin.ru в разделе "Аудиторская деятельность - Саморегулируемые организации аудиторов".

 
 
       
 

 
 
   

26.10.2009

Штрафы при отсутствии заключения аудитора для Открытых акционерных обществ

В соответствии с.п.2 статьи 15.23.1 Федерального закона № 9-ФЗ от 9 февраля 2009 года "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации "Об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и федеральный закон "О рынка ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг" нарушение порядка или срока направления (вручения, опубликования) сообщения о проведении общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда), а равно непредоставление или нарушение срока предоставления информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, при подготовке к проведению общего собрания акционеров (общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда) -
влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
- на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 52 Федерального Закона 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, относятся годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионную комиссию (ревизоры) общества, счетную комиссию общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, проекты решений общего собрания акционеров, предусмотренная пунктом 5 статьи 32.1 настоящего Федерального закона информация об акционерных соглашениях, заключенных в течение года до даты проведения общего собрания акционеров, а также информация (материалы), предусмотренная уставом общества.


Штрафы при отсутствии заключения аудитора для Обществ с ограниченной ответственностью

В соответствии с.п.11 статьи 15.23.1 Федерального закона № 9-ФЗ от 9 февраля 2009 года "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации "Об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и федеральный закон "О рынка ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг" незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью -
влечет наложение административного штрафа
- на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
- на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с п.3 статьи 36 Федерального Закона 26 декабря 1995 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" к информации и материалам, подлежащим предоставлению участникам общества при подготовке общего собрания участников общества, относятся годовой отчет общества, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизоры) общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, а также иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

 
 
       
 

 
 
   

21.04.2009

ВАС РФ разрешил арендаторам принимать к вычету НДС с возмещаемой стоимости коммунальных услуг

ИФНС доначислила организации НДС по коммунальным услугам, который был предъявлен ей арендодателем и поставлен к вычету.

Налоговый орган указал, что по условиям договора аренды стоимость коммунальных услуг в состав арендной платы не включена. Расчеты с энергоснабжающими организациями производились непосредственно арендодателем. Счета-фактуры предъявлялись арендатору арендодателем в порядке возмещения соответствующих расходов. Арендатор не имел права на вычет сумм НДС, оплаченного по таким счетам.

Суд посчитал, что доводы инспекции не соответствуют законодательству. Без обеспечения нежилых помещений электро- и теплоэнергией, водой организация не могла бы реализовать право пользования ими. Следовательно, коммунальное обслуживание неразрывно связано с предоставлением услуг по аренде. Порядок расчетов между арендатором и арендодателем за названные услуги значения не имеет.

Таким образом, организация правомерно заявила к вычету сумму НДС, предъявленного ей арендодателем по счетам-фактурам. (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08)

 
 
       
 

 
 
   

27.02.2009

Проверка добросовестности контрагентов не входит в обязанности налогоплательщика

ИФНС отказала организации в возмещении НДС. Налоговый орган аргументировал это тем, что налогоплательщик необоснованно применил вычеты НДС по операциям поставки товаров от контрагента, который является недобросовестным налогоплательщиком. В связи с этим организация не имеет права на возврат налога.

Суд указал, что отсутствие поставщика товара по юридическому адресу, непредставление им бухгалтерской и налоговой отчетности сами по себе не могут являться достаточным основанием для отказа в применении налогового вычета налогоплательщиком, в отношении которого налоговым органом не доказана недобросовестность, а также согласованные действия с поставщиком, направленные на незаконное возмещение налога.

Кроме того, налоговое законодательство не возлагает на налогоплательщика обязанность по проверке деятельности его контрагентов. Контрагенты являются самостоятельными налогоплательщиками и несут в случае недобросовестного исполнения налоговых обязательств налоговую ответственность.
(Постановление ФАС Центрального округа от 16.01.2009 № А62-3170/2008)

 
 
       
 

 
 
   

26.01.2009

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ для пользователей аудиторских услуг в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

Кто подлежит обязательному аудиту

1. В соответствии с ст. 5 Федерального закона (№307-ФЗ) обязательный аудит проводится в случае, если:

  • объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей

  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей

Данное положение распространяется на все виды организаций, включая государственные и муниципальные унитарные предприятия. При этом для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.

  • у организаций ,в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд")

  • у организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов

Кто может осуществлять аудиторскую деятельность

В 2009г. аудиторская деятельность осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Минфином России как лицензирующим органом в области аудиторской деятельности. В связи с этим до 1 января 2010г. аудиторскую деятельность вправе осуществлять исключительно аудиторские организации и ограниченно индивидуальные аудиторы:

  • имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, срок действия которых не истек до 1 января 2009г.

  • имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, срок действия которых истекает в период с 1 января 2009г. до 1 января 2010г. Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона в этом случае аудиторская деятельность может осуществляться аудиторской организацией без переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии

  • получившие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в 2009г.

До 1 января 2010г. факт того, что аудиторская организация, индивидуальный аудитор не является членом саморегулируемой организации аудиторов, либо аудиторская организация не привела свои учредительные документы в соответствие с требованиями Федерального закона, не является препятствием осуществления такой аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудиторской деятельности.

 
 
       
 

 
 
   

25.01.2009

Принят новый закон об аудиторской деятельности. В 2009г. лицензирование не отменяется. Установлены новые требования для аудиторских организаций

С 1 января 2010 года лицензирование аудиторской деятельности будет заменено обязательным членством индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях. Для аудиторских организаций лицензия которых оканчивает свое действие в 2009 году закон продляет действие такой лицензии до 31.12.09г.
В связи с этим устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям:

  • наличие безупречной деловой репутации

  • доля уставного капитала организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51 процента

  • обязателен стаж работы в сфере аудиторской деятельности и бухгалтерского учета не менее трех лет, причем 2 года необходимо отработать непосредственно в аудиторской организации

Численность аудиторов в аудиторской организации должна составлять не менее трех человек (ранее - 5 человек).

Вводится единый реестр аудиторов и аудиторских организаций.
(Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ)

 

Внесены изменения в справку 2-НДФЛ

При формировании справки 2-НДФЛ за 2008 год налоговым агентам стоит уделить особое внимание кодировке указанной в ней информации. ФНС обновила приложение 2 к форме 2-НДФЛ. Изменения претерпели справочник доходов и справочник кодов вычетов (изменилась структура и появились новые коды). Сама форма 2-НДФЛ осталась без изменений
(Приказ ФНС от 30.12.2008 г. № ММ-3-3/694@)

 

В декларации за 2008 год организация на УСН может отразить всю сумму ранее полученных убытков

С 1 января 2009 года организации на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" вправе учесть всю сумму убытков, полученных по результатам прошлых налоговых периодов. Переносить убыток можно в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором он получен.

Новый порядок учета убытков, полученных в предшествующий налоговый период, может быть использован в 2009 году при исчислении налоговой базы за 2008 год.

В строке 050 раздела 2 декларации за 2008 год полученный в предыдущих налоговых периодах убыток может быть отражен в полной сумме.
(Письмо Минфина России от 31.12.2008 № 03-00-08/44)

 

Вправе ли ИФНС изучать документы налогоплательщика, если выездная проверка приостановлена?

На время приостановления выездной проверки приостанавливаются действия налогового органа:

  • по истребованию документов у налогоплательщика. При этом ему возвращаются все истребованные при проверке подлинники, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки

  • на территории налогоплательщика, связанные с проверкой

Налоговая инспекция не обязана возвращать налогоплательщику копии документов, полученные до принятия решения о приостановлении выездной проверки. Кроме того, в период приостановления проверки налоговый орган вправе исследовать эти копии.
(Письмо Минфина РФ от 05.02.2009 № 03-02-07/1-47)

 

Какой документ подтвердит расходы на оплату услуг нотариуса?

За совершение нотариальных действий взимается либо государственная пошлина, либо нотариальный тариф.

Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей применять ККТ при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет не касается оплаты нотариальных действий. Так как деятельность нотариусов не является предпринимательской. Следовательно, нотариусы не обязаны применять ККТ и выдавать кассовые чеки.

Унифицированной формы документа, подтверждающего оплату нотариальных действий, не установлено.

Он должен содержать обязательные реквизиты первичного документа:

  • наименование и дату составления документа

  • должность и Ф.И.О. нотариуса

  • содержание хозяйственной операции

  • стоимость хозяйственной операции

  • личная подпись нотариуса

Также в документе необходимо перечислить конкретные нотариальные действия и указать размер тарифа, взысканного за совершение каждого из них.

Кроме того, все нотариальные действия нотариуса регистрируются в реестре, составляемом по утвержденной форме. Справка (выписка) из данного реестра, составленная нотариусом, будет документально подтверждать расходы организации-клиента.
(Сообщение УФНС по г. Москве от 25.02.2009, www.r77.nalog.ru)

 

Амортизационная премия не применяется к объектам лизинга

Для учета имущества в качестве объектов основных средств предназначен счет 01 "Основные средства".

Объекты, изначально предназначенные для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование, учитываются на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

Следовательно, в отношении оборудования, приобретенного для передачи в лизинг и числящегося у лизингодателя на счете 03 не может применяться амортизационная премия. То есть лизингодатель не может единовременно учесть в расходах 10 процентов первоначальной стоимости этого оборудования.
(Письмо Минфина России от 19.12.2008 № 03-03-06/1/698)

 
 
       
 

 
 
   

22.01.2009

Несоблюдение обществом порядка выдачи денежных средств в подотчет из кассы не является нарушением, влекущим доначисление НДФЛ, соответствующих пеней и налоговых санкций

Налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по результатам которой составлен акт и принято решение о привлечении общества к налоговой ответственности, в том числе за неправомерное не перечисление НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, в виде взыскания штрафа.

Основанием для доначисления НДФЛ и начисления пеней и штрафа, которые оспаривает общество, явилось, как следует из решения инспекции, неисчисление и неперечисление НДФЛ, списанных с подотчета руководителя общества на основании договора займа.

К доходам, полученным от источников в РФ, в силу ч. 1 ст. 208 НК РФ, относится, в том числе вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Суд исходил из того, что несоблюдение обществом порядка выдачи денежных средств в подотчет из кассы не означает, что допущены нарушения положений гл. 23 НК РФ, влекущие доначисление НДФЛ, соответствующих пеней и налоговых санкций по ст. 123 НК РФ.

Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Поскольку факт получения дохода в налоговым органом не доказан, то у инспекции не имелось правовых оснований для доначисления НДФЛ и привлечения к налоговой ответственности.
(ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Дальневосточного округа от 5.12.2008 г. № Ф03-4944/2008)

 
 
       
 

 
 
   

09.10.2008

Клиент закрывшегося банка может признать потерянные средства безнадежным долгом

Безнадежными признаются, в том числе, долги, выплата которых невозможна ввиду акта государственного органа или ликвидации организации. При нахождении денежных средств организации на расчетном счете ликвидируемого банка разницу между суммой, полученной в связи с ее ликвидацией, и суммой на расчетном счете, можно признать безнадежным долгом. Его можно учесть во внереализационных расходах после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о завершении ликвидации кредитной организации и прекращении ее существования.
(Письмо Минфина России от 04.09.2008 № 03-03-06/1/505)

 
 
       
 

 
 
   

28.07.2008

С 1 июля 2008 года аудиторская деятельность не перестанет лицензироваться

Отмена лицензирования аудиторской деятельности отложена до 1 января 2009 года.
К настоящему времени не завершен переход к методам саморегулирования аудиторской деятельности. Работа по наделению саморегулируемых организаций полномочиями по контролю за надлежащим качеством услуг, оказываемых аудиторами, не закончена. В связи с этим отмену лицензирования пришлось перенести на более поздний срок.
(Федеральный закон от 14.07.2008 № 113-ФЗ)

 
 
       
 

 
 
   

13.02.2008

Оформления счетов-фактур
(письмо Минфина России от 14.12.2007 № 03-01-15/16-453)

Вопрос:
Является ли счет-фактура составленным правильно в целях применения налогового вычета по НДС в следующих случаях: адреса грузополучателя и покупателя указываются сокращенно; в строках 2 "Продавец" и 3 "Грузоотправитель и его адрес" указано одно и то же юридическое лицо, но адреса продавца и грузоотправителя разные; в графе 1 "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права" сделана запись "Выполнены работы по договору (акту)"; в графе 2 "Единица измерения" указано "штуки", "услуги", "месяц" и т.п.?
Ответ:
В связи с письмом по вопросам оформления счетов-фактур Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно пп. 2, 3 и 5 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в счете-фактуре должны указываться наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика-продавца и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя, наименование поставляемых (отгруженных) товаров, описание выполненных работ, оказанных услуг или переданных имущественных прав, а также единица измерения (при возможности ее указания).

Кроме того, на основании Приложения N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 № 914 (далее - Правила), в счете-фактуре в строках 2 "Продавец" и 2а "Адрес" указываются соответственно полное или сокращенное наименование продавца и его место нахождения в соответствии с учредительными документами. В случае если отправка реализуемых продавцом товаров осуществляется сторонней организацией (грузоотправителем), то в строке 3 "Грузоотправитель и его адрес" указываются полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с его учредительными документами и его почтовый адрес. Если продавец и грузоотправитель - одно и то же лицо, то в этой строке пишется "он же". В случае если товары реализуются организацией через структурные подразделения, не являющиеся юридическими лицами и, соответственно, согласно ст. 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, то при заполнении счетов-фактур по товарам, реализованным этими подразделениями, в строках 2 "Продавец" и 2а "Адрес" указываются полное или сокращенное наименование организации-продавца и ее место нахождения в соответствии с учредительными документами, а в строке 3 "Грузоотправитель и его адрес" - наименование и почтовый адрес структурного подразделения.

Что касается указания в счете-фактуре адреса грузополучателя и покупателя, то на основании указанного Приложения к Правилам в строке 4 "Грузополучатель и его адрес" указывается полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес, а в строке 6а "Адрес" - место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами. В случае если покупатель и грузополучатель являются одним и тем же лицом и адрес по месту нахождения покупателя, указанный в учредительных документах, совпадает с почтовым адресом, то в счете-фактуре в строке 4 "Грузополучатель и его адрес" указывается полное или сокращенное наименование покупателя и его адрес в соответствии с учредительными документами.

По вопросу заполнения графы 1 "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права" отмечаем, что согласно Приложению 1 к Правилам при выполнении работ в выставляемом продавцом счете-фактуре в указанной графе следует указывать описание этих работ. Если в данной графе счета-фактуры указывается не описание выполненных работ, а делается запись "Выполнены работы по договору (акту)", то, по нашему мнению, такая запись не соответствует описанию фактически выполненных работ и, соответственно, выписанный в этом порядке счет-фактура не может являться основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость.
В отношении указания в счете-фактуре единицы измерения выполненных работ (оказанных услуг), то Приложением 1 к Правилам предусмотрено, что в графе 2 "Единица измерения" счета-фактуры указывается единица измерения при возможности ее указания. В случае невозможности определения единицы измерения выполненной работы (оказанной услуги) в данной графе ставится прочерк.

Кроме того, сообщаем, что при определении единиц измерения следует руководствоваться Общероссийским классификатором единиц измерения, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 366.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин.

12.02.2008

Нарушение срока выставления счетов-фактур
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.01.2008 № Ф04-457/2008(1067-А46-14)
Налоговый орган не принял к вычету сумму НДС поскольку счета-фактуры выставлены с нарушением 5-дневного срока.

Налоговый кодекс не предусматривает срок выставления счетов-фактур в качестве обязательного требования, несоблюдение которого является основанием для отказа в вычетах по НДС.

 
 
       
 

 
 
   

28.01.2008

Минимальный размер оплаты труда в г. Москве на 2008 год
С 1 сентября 2007 года МРОТ может устанавливаться региональным соглашением. В г. Москве, минимальный размер оплаты труда, устанавливается трехсторонним соглашением между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.

Таблица региональных МРОТ по г. Москве

Дата, с которой установлен МРОТ Размер (руб. в месяц)
1 января 2008 6 100
1 мая 2008 6 800
1 сентября 2008 7 500

Выплата зарплаты ниже МРОТ может повлечь административную ответственность:

  • для руководителя организации - штраф от 1 000 до 5 000 руб.;

  • для индивидуального предпринимателя - штраф от 1 000 до 5000 руб. или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток;

  • для организации - штраф от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности по решению суда до 90 суток. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 11.12.2007 № 1077-ПП (Приложение 1) "О проекте Московского трехстороннего соглашения на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей")

 
 
       
 

 
 
   

12.12.2007

Организации, у которых не осуществляется движение денег на расчетном счете (в кассе) и отсутствуют объекты налогообложения, могут сдавать одну декларацию по всем налогам.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом (письмо Минфина России от 23.11.2007 № 03-02-08/15)

 
 
       
 

 
 
   

06.12.2007

Малые предприятия не обязаны сдавать налоговую отчетность в электронном виде

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, а также налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, обязаны представлять налоговые декларации в электронном виде.

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек, вправе представлять в налоговый орган декларации по установленной форме на бумажном носителе.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации, представленной по установленной форме, и обязан проставить на копии декларации отметку о принятии и дату ее получения. (Письмо Минфина России от 14.11.2007 № 03-02-07/1-472)

 
 
       
 

 
 
   

26.11.2007

Налоговый агент, уплативший НДС за счет собственных средств, может принять его к вычету

Если иностранное лицо не учитывает в стоимости услуг НДС, то российская организация увеличивает стоимость услуг на сумму налога и уплачивает налог за счет собственных средств.
При этом сумма НДС по существу является налогом, удержанным из возможного дохода иностранного лица.

В данной ситуации организация, уплатившая в российский бюджет в качестве налогового агента суммы НДС, производит вычет сумм налога в общем порядке. (Письмо Минфина России от 09.10.2007 № 03-07-08/295)

 

Амортизацию по зданию, которое находится на реконструкции, начислять нельзя

Если в налоговом учете можно выделить в два самостоятельных инвентарных объекта часть здания, находящуюся на реконструкции, и нереконструируемую часть здания, то на период реконструкции на действующую часть здания можно продолжать начислять амортизацию.

Если в налоговом учете здание учитывается как амортизируемое имущество в целом, то с момента издания приказа о начале реконструкции здания амортизация по нему не начисляется до окончания реконструкции. (Письмо Минфина России от 02.11.2007 № 03-03-06/1/765)

 

Для перехода на УСН с 2008 года доход организации за 9 месяцев не должен превысить 18 миллионов 615 тысяч рублей

Коэффициент-дефлятор на 2007 год определен в размере 1,241

Таким образом, величина предельного размера доходов по итогам 9 месяцев, ограничивающая право перехода на УСН с 1 января 2008 г., равна 18 миллионам 615 тысяч руб.

Величина предельного размера доходов, ограничивающая право на применение УСН по итогам отчетного (налогового) периода в 2007 году, равна 24 миллиона 820 тысяч руб. (Письмо Минфина России от 01.11.2007 № 03-11-04/2/268)

 
 
       
 

 
 
   

15.10.2007

Разъяснения Минфина РФ не являются обязательными для налоговых органов

Минфин РФ в Письме от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 сообщил, что разъяснения, которые оно дает в связи с обращениями граждан и организаций, не являются обязательными для налоговых органов.

При этом Налоговым кодексом введена обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Исходя из этого, ФНС РФ указала, что инспекции обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина РФ, только прямо адресованными ей.
В случае принятия судами решений на основе разъяснений Минфина РФ в пользу налогоплательщиков, инспекции должны обжаловать их либо заявлять о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом налоговым органам предписано учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику, чтобы снизить количество заведомо "бесперспективных" дел. (Письмо ФНС России от 14.09.2007 № ШС-6-18/716)

 

Начислять амортизацию на оборудование можно с момента его фактического ввода в эксплуатацию

ВАС РФ указал, что правомерность отнесения в состав расходов сумм начисленной амортизации определяется наличием затрат на приобретение или сооружение имущества, а также их соответствием критериям амортизируемого имущества.

Начисление амортизации по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету. В свою очередь принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании акта приемки-передачи (накладной).

Следовательно, принятие организацией к бухгалтерскому учету спорных объектов основных средств на основании актов приемки-передачи, составленных по унифицированной форме ОС-1, является необходимым подтверждением ввода объектов в эксплуатацию.

Установление дополнительных условий не влечет изменения порядка их принятия к бухгалтерскому учету и не влияет на налоговые последствия указанных действий. (Определение ВАС РФ от 13.07.2007 № 5600/07)

 

Затраты на проведение добровольной сертификации продукции учитываются в расходах

Расходы на сертификацию продукции и услуг, в том числе осуществляемую в добровольной форме, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Порядок подтверждения соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, условиям договоров установлен Федеральным законом от № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Расходы на проведение добровольной сертификации продукции (работ, услуг) учитываются для целей налогообложения прибыли при условии, что указанная экспертиза проводится в форме подтверждения соответствия в порядке, установленном вышеназванным законом. (Письмо Минфина России от 25.09.2007 № 03-03-06/4/137)

 
 
       
 

 
 
   

05.09.2007

Акционерное общество не обязано уведомлять налоговый орган об изменении состава акционеров. (Письмо Минфина России от 06.08.2007 № 03-02-07/1-364)

Сведения об учредителях юридического лица, а в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, должны содержаться в ЕГРЮЛ.

Изменение состава акционеров акционерных обществ регистрирующий орган не отслеживает.
Акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров с момента государственной регистрации общества. Держателем реестра акционеров может быть само общество или регистратор.

Учитывая то, что регистрирующий орган не отслеживает изменения в составе акционеров, то у акционерного общества не возникает обязанности представлять в налоговый орган сведения при изменении состава акционеров.

 

Минфин уточнил порядок учета расходов на приобретение права на земельные участки. (Письмо Минфина России от 27.06.2007 № 03-03-06/1/425)

Расходы на приобретение права на земельные участки при приобретении земли, на которой находятся здания, сооружения при формировании стоимости основных средств не учитываются.

Предельный размер расходов, учитываемых в отчетном (налоговом) периоде, определяется отдельно в отношении суммы расходов на приобретение права на земельный участок и в отношении суммы расходов на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков.

Для расчета предельных размеров расходов налоговая база предыдущего налогового периода определяется без ранее учтенных расходов на приобретение права на земельные участки и на права на заключение договора аренды земельных участков.

 

Основания для начисления пеней отсутствуют, если ошибка в платежном поручении не привела к зачислению налога в иной бюджет. (Письмо Минфина России от 14.08.2007 № 03-02-07/1-377)

Если сумма налога была зачислена в надлежащий бюджет при отсутствии потерь государственной казны, осуществленный платеж учитывается в установленном порядке без начисления пеней.

При обнаружении ошибки в платежном поручении, налогоплательщик должен подать заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату и перечисление налога, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

 
 
       
 

 
 
   

16.07.2007

Затраты по договорам добровольного страхования сотрудников, заключенным на период меньше года, можно учесть в расходах.

Затраты на добровольное страхование сотрудников включаются в расходы на оплату труда только при заключении договоров на срок не менее года.

При приеме на работу нового сотрудника, с целью обеспечения его добровольного страхования, организация в течение года заключает дополнительное соглашение к договору.

При этом затраты по таким дополнительным соглашениям можно учесть в расходах на оплату труда независимо от того, что срок их действия составляет менее года. (Письмо Минфина России от 29.06.2007 № 03-03-06/1/444).

 

Организации должны сдать "Расчет за загрязнение окружающей среды" по новой форме.

27 июня 2007 года утверждена новая форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Документ вступит в силу по истечении 10 дней с момента опубликования. Если до 10 июля он не будет опубликован, то расчет за второй квартал 2007 года нужно будет сдать по старой форме (Приказ Ростехнадзора от 05.04. 2007 № 204).

 

С 1 января 2008 года на территории Московской области запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.

Соответственно с 1 января 2008 года свою деятельность могут осуществлять только казино, тотализаторы и букмекерские конторы.

Исключено требование, что объекты игорного бизнеса должны размещаться в помещениях площадью не менее 200 квадратных метров, для казино - не менее 400 квадратных метров.

Соответственно, с 1 июля в Московской области для указанных объектов действуют федеральные ограничения:

  • площадь зоны обслуживания посетителей в казино не менее 800 квадратных метров;

  • площадь зоны обслуживания посетителей в зале игровых автоматов не менее 100 квадратных метров. (Закон Московской области от 28.06.2007 № 93/2007-ОЗ).

 

ФСС разъяснила порядок заполнения нового бланка листка нетрудоспособности.

Новый бланк листка нетрудоспособности учитывает изменения в порядке исчисления и выплаты больничных, вступившие в силу с 01.01.2007 года.

В частности, на его лицевой стороне имеются строки, необходимые для отметки о выдаче листка нетрудоспособности для представления по основному месту работы или по совместительству.
Что касается оборотной стороны "больничного", то следует иметь в виду, что в первом разделе предусмотрена отметка о виде трудового договора (постоянная или срочная работа) и его сроке.

Обратите внимание, что второй раздел бланка изложен в новой редакции. В нем отмечается:

  • продолжительность страхового стажа (год, месяц, дни);

  • установлена или нет степень ограничения способности к труду;

  • отнесение работника к спецкатегории граждан.

В разделе третьем при назначении пособий "рабочие" дни заменены на "календарные". Также данный раздел дополнен новой строкой, заполняемой в случае нарушений, при которых работодатель вправе снизить пособие или полностью отказать в его выплате.

В подразделах "Сведения о заработной плате" и "Причитается пособие" указывается средней дневной заработок, а также пособие в календарных (вместо рабочих) днях независимо от режима и оплаты труда.

Оборотная сторона листка нетрудоспособности заполняется работодателем. Раздел первый бланка заполняется структурным подразделением, второй - кадровой службой, третий - бухгалтерией. (Письмо ФСС РФ от 25.05.2007 № 02-18/07-4782).

 
 
       
 

 
 
   

09.06.2007

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ПИСЬМО МФ РФ от 30.03.2007 г. № 03-02-07/1-150

Копия решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, полученная налогоплательщиком от налогового органа на бумажном носителе, не является основанием для отмены банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого налогоплательщика.

Действие решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке сохраняется до момента получения банком оригинала решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

 

ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 30 марта 2007 г . № мм-3-06/178@ "об утверждении порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки"

Утвержден порядок представления банками информации по запросам налоговых органов. Определены правила исчисления пятидневного срока, в течение которого банком должна быть представлена справка (выписка), а также перечень сведений, указываемых в данных документах.
 
Также утверждены форма справки о наличии счетов в банке, форма справки об остатках денежных средств на счете (счетах) и форма выписки по операциям на счете.

 

ПИСЬМО ФНС РФ от 17.04.2007 г. № шт-6-07/323 "о повреждении базы данных ЕГАИС ввиду отсутствия у налогоплательщика резервной копии базы данных"

Налогоплательщик обязан обеспечить хранение достоверной информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, фиксируемой и передаваемой в единую информационную систему, в течение не менее чем трех лет.

Повреждение баз данных ЕГАИС ввиду отсутствия у налогоплательщика резервной копии может квалифицироваться как непредставление лицензирующему органу возможности обеспечения контроля за полнотой, своевременностью и достоверностью фиксации и передачи информации в ЕГАИС, а также контроля показаний технических средств фиксации и передачи информации, что является основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке.
 

ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 13.04.2007 г. № 03-02-07/2-69

НК РФ не установлена обязанность представлять в электронном виде в налоговый орган документы, прилагаемые к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики вправе представить в налоговый орган указанные документы как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

Учитывая изложенное, полагаем, что исчисление срока проведения камеральной налоговой проверки представленной в налоговый орган налоговой декларации (расчета) и приложенных к ней соответствующих документов начинается со дня, когда в налоговый орган представлены налоговая декларация (расчет) и последний из указанных документов.

 

ПРИКАЗ ФНС РФ от 10.04.2007 г. № мм-3-25/219 "о временном порядке обеспечения представления налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"

Утвержден Временный порядок обеспечения представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через специализированных операторов связи.

Временный порядок определяет процедуру обеспечения информационного взаимодействия специализированных операторов связи, территориальных органов ФНС РФ и налогоплательщиков.

Действие Временного порядка распространяется на период до внедрения в промышленную эксплуатацию унифицированной системы приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.04.2007 г. № 54-фз "о внесении изменений в федеральный закон "о минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты российской федерации"

Минимальный размер оплаты труда повышается до 2 300 рублей в месяц.

Запрещено применение минимального размера оплаты труда для целей, отличных от регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

Трудовой кодекс РФ дополнен статьей, устанавливающей новый порядок регулирования размера МРОТ. Для учета региональных особенностей субъектам РФ предоставляется право устанавливать размеры минимальной заработной платы в субъекте РФ в соответствующем региональном соглашении. Минимальная заработная плата в субъекте РФ будет устанавливаться для всех работников, работающих на территории соответствующего субъекта Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы, установленный законом субъекта РФ, должен будет составлять не менее МРОТ, введенного на федеральном уровне. Признается утратившим силу положение Трудового кодекса РФ о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

ПРИКАЗ ФФОМС РФ от 21.03.2007 г. № 56 "о внесении изменений в типовые правила обязательного медицинского страхования граждан"

Установлено, что страхователями для работающих граждан являются организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования.

 
 
       
 

 
 
 

10.01.2007

 ПИСЬМО ФНС РФ от 30.11.2006 № ШТ-6-03/1157@, Минфина РФ от 30.10.2006 № 03-04-15/198 Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, НДС не облагается

Предоставление организациям и физическим лицам определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами, за которые государственными органами или органами местного самоуправления взимаются пошлины и сборы, не подлежит налогообложению НДС.

Земля признается природным ресурсом.

Таким образом, оснований для налогообложения НДС арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не имеется.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.11.2006 № А19-15743/06-15-Ф02-6055/06-С1 Отсутствие поставщика по юридическому адресу в отсутствие доказательств фиктивности сделок не является основанием для отказа в возмещении НДС.

 

ПИСЬМО Минфина РФ от 03.11.2006 № 03-03-04/1/718 Затраты на ремонт арендованного имущества, в том числе капитальный, учитываются как единовременные расходы текущего периода, независимо от способа ремонта (хозяйственного или подрядного).

Положения главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса при определении налоговой базы не ставят расходы, связанные с ремонтом, в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего, среднего, капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный).

Все расходы, связанные с ремонтом амортизируемых основных средств, арендуемых налогоплательщиком, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

 

ПИСЬМО Минфина РФ от 29.11.2006 № 03-03-04/1/806 Затраты организации на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы арендованного у физического лица автомобиля, исходя из фактического пробега, а также затраты на приобретение запасных частей можно учесть в расходах.

Управление и эксплуатационно-техническое обслуживание транспортного средства могут осуществляться непосредственно самим арендатором (например, при аренде автомобиля) либо путем привлечения соответствующих работников, которые в этом случае будут состоять в трудовых или договорных (гражданско-правовых) отношениях с арендатором.

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на приобретение топлива (ГСМ) для обеспечения работы данного автомобиля исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода топлива (ГСМ) в производственных целях и стоимости его приобретения), а также затраты на приобретение запасных частей могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль при условии их документального подтверждения и экономического обоснования.
 

ПИСЬМО Минфина РФ от 23.11.2006 № 03-03-04/1/794 Минфин дал рекомендации по правильной квалификации расходов по ремонту и реконструкции.

Порядок учета расходов на ремонт основных средств отличается от порядка учета расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, которые увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и подлежат списанию для целей налогообложения через амортизацию.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта, повышенными нагрузками или другими новыми качествами.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

При определении терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" следует руководствоваться следующими документами:

  • положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279

  • ведомственными строительными нормативами № 58-88(Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312

  • письмом Минфина СССР от 29.05.1984 № 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий"

 

ПИСЬМО УФНС РФ по г. Москве от 24.09.2006 № 20-12/77800 Генеральный подрядчик может учесть расходы на субподрядные работы и услуги, в том числе в области информационных технологий.

К работам производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья, контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

Если подрядчик привлечен для выполнения отдельных операций и расходы, связанные с оплатой его работ, являются обоснованными и документально подтвержденными, то при исчислении налога на прибыль налогоплательщик вправе учесть затраты на оплату услуг подрядчика в полном объеме.

Датой осуществления материальных расходов в виде работ производственного характера признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи.

 

ПИСЬМО Минфина РФ от 14.11.2006 № 03-04-09/20 Порядок оформления и регистрации счетов-фактур при реализации и приобретении комитентами (принципалами) товаров (работ, услуг) по договору комиссии.



 

КОНСУЛЬТАЦИЯ специалиста Минфина РФ Лермонтова Ю.М.
Территориальный налоговый орган не может отменять или изменять ранее принятые им решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, такое право дано вышестоящему налоговому органу (по отношению к решениям нижестоящего органа) и суду.


 

ИНТЕРВЬЮ начальника отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Буланцевой В.А.

Минимальная стоимость основных средств в налоговом учете будет такой же, как и в бухгалтерском - 20 000 рублей.


Предложение внести соответствующую поправку поступило в Минфин от депутатов Госдумы, и финансовое ведомство решило поддержать его. В настоящее время это предложение внесено в один из законопроектов, который готовится в Минфине.

Интернет-сайт "Российский налоговый курьер": www.rnk.ru

 
 
       
 

 
 
 

03.10.2006

 Налог на доходы физических лиц

У акционеров следует удержать НДФЛ

В Письме Минфина России от 16 марта 2006 г. N 03-05-01-04/67 содержится позиция, согласно которой, увеличивая номинальную стоимость акций за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, организации у акционеров следует удержать НДФЛ.
Учредители - юридические лица оказываются в лучшей ситуации. У них нет налога на прибыль (пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ).

 

Налог на прибыль

Минфин об использовании амортизационной премии

Новый п. 1.1 ст. 259 НК РФ предусматривает единовременное списание на расходы амортизационной премии в размере 10% от расходов на капвложения. Минфин России в Письме от 13.03.2006 N 03-03-04/1/219 дает свой ответ на вопрос, как использовать эту норму и в каком именно размере (до границы в 10%) производить списание.

В Письме утверждается, что новый порядок списания расходов, указанных в п. 1.1 ст. 259 НК РФ, применяется в отношении всех основных средств организации, введенных в эксплуатацию в 2006 г., либо не применяется организацией вообще. Размер единовременного списания расходов устанавливается организацией самостоятельно в пределах до 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) указанных в данном пункте расходов. Соответствующие положения необходимо утвердить в учетной политике для целей налогообложения.

В другом Письме Минфина России - от 29.03.2006 N 03-03-04/2/94 говорится, что при расчете налога на прибыль лизингодатель не может учесть в составе расходов амортизационную премию по новому лизинговому имуществу, которое по условиям договора лизинга учитывается на его балансе. Такой вывод сделан на основании того, что вложения в имущество, приобретенное для сдачи в лизинг, не носят капитального характера.

 

Лизинговые платежи по графику

В Письме Минфина России от 16.03.2006 N 03-03-04/2/79 содержится информация для лизингодателей.

В Письме ставится вопрос, как учитывать в целях налогообложения прибыли лизингодателю суммы лизинговых платежей, поступивших от лизингополучателя сверх сумм, предусмотренных графиком уплаты лизинговых платежей.

При методе начисления согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 Кодекса. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Таким образом, лизингодатель, применяющий в целях налогообложения прибыли метод начисления, учитывает в составе своих доходов лизинговые платежи равномерно в течение договора аренды согласно графику уплаты лизинговых платежей вне зависимости от их фактической уплаты.

Лизинговые платежи, уплаченные сверх размера, установленного графиком уплаты лизинговых платежей, в целях налогообложения прибыли признаются авансом и по пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются у лизингодателя при налогообложении прибыли в момент их получения.
 

Расходы на отпуск

Ежегодный оплачиваемый отпуск работника может приходиться на два отчетных периода.
В этом случае в целях налогообложения прибыли расходы на выплату отпускных относятся на каждый отчетный период в соответствии с количеством календарных дней в каждом месяце. Об этом сообщается в Письме Минфина России от 04.04.2006 N 03-03-04/1/315.
То есть расходы будут учитываться пропорционально количеству дней отпуска, приходящихся на каждый отчетный период.

 

Сайт - нематериальный актив

Письмо Минфина России от 12.03.2006 N 03-03-04/2/54 разъясняет налоговый учет интернет-сайтов.

Нематериальным активом в соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ в целях налогообложения прибыли признаются объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Таким образом, чтобы учесть созданный web-сайт как нематериальный актив, у организации должны быть документы, подтверждающие существование самого нематериального актива и исключительного права на него, а сам сайт должен способствовать получению дохода, его стоимость должна превышать 10 000 руб., и срок эксплуатации должен быть свыше 12 месяцев.

Но если организации не принадлежат исключительные права на созданный программный комплекс, а на сайте размещена рекламная информация о деятельности организации, то в этом случае затраты по созданию сайта учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на рекламу согласно п. 4 ст. 264 Кодекса.

 

Курсовая разница у посредника

Минфин России напомнил в Письме от 20 марта 2006 г. N 03-03-04/1/259 порядок расчета курсовой разницы по валютной выручке комитента, находящейся на расчетном счете у посредника.

В соответствии с п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ внереализационными доходами (расходами) признаются доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ.

При методе начисления порядок признания расходов в виде отрицательных курсовых разниц аналогичен порядку признания доходов в виде положительных курсовых разниц (пп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщик осуществляет переоценку денежных средств на валютном счете на последний день текущего месяца либо на дату перехода права собственности на иностранную валюту в зависимости от того, что произошло раньше.

При рассмотрении данного вопроса следует учитывать, что п. 3 ст. 271 НК РФ определяет, что при признании доходов и расходов методом начисления при реализации товаров по договору комиссии налогоплательщиком-комитентом датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту имущества, указанная в извещении комиссионера о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).

Таким образом, во избежание двойного налогообложения либо признания одного и того же расхода дважды (у агента и принципала), а также учитывая то, что денежные средства в иностранной валюте, поступающие на валютный счет агента в связи с исполнением обязательств по агентскому договору (кроме средств, являющихся агентским вознаграждением), не являются его собственностью, указанные денежные средства не образуют курсовой разницы у агента.

В данном случае у агента образуется курсовая разница от переоценки агентского вознаграждения, полученного в иностранной валюте.

Налогоплательщик должен самостоятельно разделить денежные средства, находящиеся на его валютном счете, на те, которые являются его агентским вознаграждением, и те, которые являются собственностью принципала. Основанием для этой операции являются агентский договор, а также первичные документы, применяемые данной организацией.

 

Лицензионное вознаграждение

Минфин России в Письме от 14.03.2006 N 03-03-04/1/230 рассмотрел вопрос о правомерности учета понесенных ООО расходов в виде роялти при определении налоговой базы по налогу на прибыль до даты регистрации лицензионного договора на использование товарного знака в Роспатенте. Документом, служащим основанием для начисления лицензионного вознаграждения, будет являться зарегистрированный в установленном порядке договор. Поэтому до регистрации лицензионного договора организация не вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму лицензионного вознаграждения по указанному договору.

 

Убытки от пожара

Минфин России в Письме от 13.03.2006 N 03-03-04/1/208 сообщает, что в целях налогообложения прибыли для признания в качестве внереализационных расходов, уменьшающих полученные доходы, материальные потери от пожара должны быть документально подтверждены (например, справкой Государственной противопожарной службы, документами, фиксирующими результаты проведенной по этому поводу инвентаризации и размер нанесенного ущерба, и др.). Кроме того, организация должна документально подтвердить, что причинами ущерба являются обстоятельства объективного характера.

 

НДС

Льгота по НДС для научных организаций

В Письме ФНС России от 15.03.2006 N ММ-6-03/274@ дается разъяснение по порядку применения льготы по НДС в соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ.

В Письме описывается, какая организация может считаться научной для целей гл. 21 НК РФ.

От НДС освобождается выполнение НИОКР научными организациями на основе хозяйственных договоров. При этом научными организациями в соответствии с Письмом считаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, которые подтвердили в качестве основной научную или научно-техническую деятельность. Подтвердить основной вид деятельности организация должна была до 01.0406г., представив в территориальные органы ФСС заявление и справку.

 

НДС по ввозимым товарам

В Письме Минфина России от 23.03.2006 N 03-04-08/67 напоминается порядок вычета НДС комитентом, уплаченного комиссионером на таможне при ввозе импортных товаров.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, подлежат вычету в случае использования ввезенных товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС в порядке, предусмотренном ст. 172 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что при ввозе товаров на таможенную территорию РФ вычеты сумм НДС производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. В книге покупок по ввезенным товарам регистрируется таможенная декларация на ввозимые товары.

Таким образом, документами, служащими основанием для принятия к вычету сумм НДС после принятия к учету у комитента, являются таможенная декларация и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату комиссионером сумм НДС. Счет-фактура не требуется.

 

Если экспорт не подтвердился

Министерство финансов Российской Федерации в Письме от 16.03.2006 N 03-04-15/61 и ФНС России в Письме от 30 марта 2006 г. N ММ-6-03/342@ сообщают, что на основании пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ и п. 9 ст. 167 НК РФ в случаях, когда налогоплательщиками не подтверждается право на применение нулевой ставки НДС, пересчет валютной выручки в российские рубли следует производить на дату отгрузки товаров (работ, услуг), перечисленных в указанных в Письмах подпунктах п. 1 ст. 164 Кодекса, а не на дату их оплаты.

Это может противоречить п. 3 ст. 153 НК РФ, где говорится, что при реализации в другие страны выручка определяется на день оплаты. Но так как внешнеторговый характер поставки не доказан, то ее нельзя считать экспортом, и п. 3 ст. 153 НК РФ не применяется.

 

Прочее

Больничный лист и стаж

КС РФ выпустил Определение от 02.03.2006 N 16-О, касающееся правомерности применения Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2000 N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности", Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением СМ СССР от 13.04.1973 N 252 (далее - Правила), Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением СМ СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191, и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию для определения размера пособия по временной нетрудоспособности, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6.

Напоминаем, что согласно Правилам при определении непрерывного трудового стажа принимаются во внимание продолжительность перерывов в работе и причины расторжения трудового договора. Так, по общему правилу при переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца; в случае же увольнения после 01.09.1983 по собственному желанию без уважительных причин он сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил трех недель (п. 2). С учетом непрерывного трудового стажа, подсчитанного на основании Правил, размер пособия по временной нетрудоспособности составляет:

  • 100% заработка - работникам с непрерывным трудовым стажем от 8 лет и более;

  • 80% заработка - работникам с непрерывным трудовым стажем от 5 до 8 лет и круглым сиротам, не достигшим 21 года, имеющим трудовой стаж до 5 лет;

  • 60% заработка - работникам с непрерывным трудовым стажем до 5 лет.

В соответствии с Определением КС РФ положения указанных документов в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, с 1 января 2007 г. не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как противоречащие Конституции Российской Федерации, ее ст. ст.19 (ч.1 и 2), 37 (ч.1), 39 (ч.1) и 55 (ч.3) и утрачивают силу. Новый порядок и условия реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение в случае болезни должны быть разработаны в срок не позднее 1 января
2007 г.

 

Отчет об использовании денатурированного этилового спирта

Приказом Минфина России от 27.02.2006 N 31н утвержден Порядок представления в налоговые органы отчета об использовании денатурированного этилового спирта организациями, имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом. Порядок распространяется на организации, осуществляющие производство денатурированного этилового спирта и имеющие свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, и на организации, осуществляющие производство неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт, и имеющие свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

 
 
       
 

 
 
 

19.08.2005

Налоговый орган вправе проверить период, превышающий 3 года, в случае уклонения налогоплательщика от проведения проверки (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Поволжского округа от 29.04.05г. № А49-12838/04-681А\02)
Налоговые органы не уполномочены производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов. Такой орган законом не определен. (Письмо ФНС от 05.04.2005г № 19-4-03/000020@)
Налогоплательщик не имеет права на зачет суммы излишне уплаченного налога по истечении 3-летнего срока со дня даты уплаты указанной суммы. (Письмо МНС РФ от 02.02.2004 № 29-4-03/21)
Суммы НДС, уплаченные в составе затрат на приобретение организацией чая, кофе, сахара с целью обслуживания клиентов и представителей других организаций при проведении переговоров, к вычету не принимаются. Исключение - если организация оформляет представительские расходы документально сметами, отчетами, пр. документами, подтверждающими представительские расходы. (Письмо Минфина РФ от 16.06.05 № 03-04-11/132)

С 1 января 2006 года вступил в силу ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.07.2005г. № 119-ФЗ
"О внесении изменений в часть главу 21 части второй НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах".

Пункт 21 статьи 1
1. С 1 января 2006г. предусмотрен переход на единый метод уплаты НДС - по "отгрузке".
Моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат - день отгрузки или оплаты (частичной) в счет предстоящих поставок.
Порядок учета НДС с авансов остался прежним. НДС с авансов начисляется к уплате в бюджет по расчетной ставке в момент его получения. В момент отгрузки ранее оплаченной поставки, сумма НДС исчисляется со всей суммы отгрузки. Одновременно с этим налог, начисленный с аванса полученного , принимается к вычету.
При переходе на 01.01.06г. плательщики НДС обязаны провести инвентаризацию дебеторско-кредиторской задолженности, образовавшейся на 31.12.05г. включительно.
Налогоплательщики, применяющие до вступления настоящего закона в силу метод исчисления НДС "по оплате", включают в налоговую базу денежные средства, поступающие в счет погашения задолженности. Дебиторская задолженность, непогашенная до 01.01.2008г. включается в налоговую базу первого налогового периода 2008г.
Налогоплательщики, применяющие до вступления настоящего закона в силу метод исчисления НДС "по оплате", производят вычеты сумм НДС по неоплаченным до 01.01.2008г. товарам ( работам, услугам) , принятым на учет до 01.01.2006г. Вычет указанных сумм НДС производится в первом налоговом периоде 2008г.
Налогоплательщики, применяющие до вступления настоящего закона в силу метод исчисления НДС "по отгрузке", производят вычеты сумм НДС по неоплаченным товарам (работам, услугам) , принятым на учет до 01.01.2006г. в первом полугодии 2006г. равными долями.

2. С 01.01.2006г. оплата - необязательное условие для вычета налога на добавленную стоимость.
Для вычета НДС необходимо будет выполнить следующие условия: товары (работы, услуги) должны быть оприходованы, на них есть оформленный в соответствии с действующим законодательством счет-фактура, и приобретение будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС.

Пункт 16 статьи 1
С 01.01.2006г. налогоплательщик - производитель товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом (свыше 6 месяцев) по Перечню Правительства РФ не платит НДС с предоплаты при условии ведения раздельного учета по приобретаемым товарам , основным средствам и нематериальным активам, используемым для изготовления товаров длительного производственного цикла и других операций. Такой налогоплательщик имеет право выбрать момент определения налоговой базы - как день отгрузки. При получении оплаты ( частичной оплаты) налогоплательщик предоставляет в ИФНС одновременно с налоговой декларацией контракт с покупателем, а также документ, подтверждающий длительный производственный цикл.

Пункт 19 статьи 1
С 01.01.2006г. Суммы НДС, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), основным средствам (ОС) и нематериальным активам (НА), подлежат восстановлению в случае внесения их в качестве вклада в уставный капитал или в случае дальнейшего их использования для осуществления операций, не облагаемых НДС.
Восстановлению подлежат суммы НДС в размере суммы, пропорциональной остаточной стоимости ОС и НА (без учета переоценки).

Пункт 10 и 20 статьи 1
С 01.01.2006г. российский посредник, участвующий в расчетах при реализации товаров иностранных компаний, не состоящих на учете, уплачивает НДС в качестве налогового агента со всей стоимости товара.

Пункт 4 статьи 1
С 01.01.2006г. расширен перечень операций, не облагаемых НДС.
К ним относятся: операции по открытию и ведению банковских счетов юридических и физических лиц, в т.ч. банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, операции и услуги, связанные с обслуживанием банковских карт; операции по предоставлению займов в денежной форме; совершение нотариусами, занимающимися частной практикой , нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера в соответствии с законодательством о нотариате; реализация лома и отходов черных и цветных металлов; передача в рекламных целях товаров (работ, услуг) единицы которых не превышают 100 руб.

Пункт 3 статьи 1
С 01.01.2006г. местом реализации транспортных услуг является территория РФ, в случае если услуги по перевозке оказываются российскими организациями и если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ. Услуги иностранного перевозчика не подлежат обложению НДС, поскольку местом их реализации не является территория РФ. При этом у российской организации обязанности налогового агента по НДС не возникает.

 

28.06.2005

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.06.2005г. № 58-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ о налогах и сборах".
Закон предусматривает ряд изменений, действие которых распространяется как на период с 01.01.2005г., 01.01.2006г. и 01.01.2007г., так и на более ранний период - 01.01.2002г.

С 01.01.2002г.
Статья 7
С 01.01.2002г. налогоплательщики вправе руководствоваться нормами естественной убыли, действовавшими по состоянию на 01.01.2002г. Налогоплательщики вправе пересчитать свои расходы и в соответствии с вышеизложенным подать исправительные декларации в ИФНС.

Пункт 5, 17, 29 статьи 1
С 01.01.2002г. изменен порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами в иностранной валюте.
Текущая переоценка ценных бумаг в иностранной валюте не производится. Курсовые разницы ценные бумаги в иностранной валюте не образуют.
Доход от реализации или иного выбытия ( в т.ч. от погашения) я ценных бумаг в иностранной валюте определяется по курсу ЦБ РФ на дату перехода права собственности либо на дату погашения.
Для определения расходов при реализации ( ином выбытии ) ценных бумаг в иностранной валюте, цена приобретения ценной бумаги ( включая расходы на приобретение) определяется по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия ее к учету.


С 01.01.2005г.
Пункт 16 статьи 1
С 01.01.2005г. налогоплательщики могут включать в налогооблагаемую базу, уменьшающие налог на прибыль расходы на вневедомственную охрану как прочие расходы , связанные с производством и реализацией.
С 01.01.2005г. таможенные платежи учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Пункт 41 статьи 1
С 01.01.2005г. налогоплательщики могут самостоятельно определять перечень прямых расходов для целей налогообложения.

Пункт 42 статьи 1
С 01.01.2005г. налогоплательщики могут самостоятельно определять порядок формирования стоимости НЗП.

Пункт 43 статьи 1
С 01.01.2005г. для торговых организаций измене порядок определения прямых и косвенных расходов.
Так, стоимость приобретения товаров может формироваться самостоятельно налогоплательщиком с учетом расходов, связанных с их приобретением.
При реализации товаров будет использоваться указанная стоимость приобретения товаров, отгруженных и реализованных организацией. К прямым расходам относится стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном ( налоговом) периоде, и суммы транспортных расходов на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика ( если эти расходы не включены в стоимость товара согласно условий договора).
Остальные расходы осуществленные в текущем месяце, за исключением внереализационных расходов, относятся к косвенным расходам. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.